Шенген и ЕС, в чем сходство и в чем разница?

Как соотносятся миграционные статусы стран Шенгенской соглашения и гражданства стран Европейского Союза.

К сожалению, многообразие европейских форм объединения стран по тому или иному принципу часто вызывает путаницу у тех, кто рассматривает возможность эмиграции или приобретения второго гражданства. Нередко этой путаницей целенаправленно пользуются мошенники, работающие на «сером» и «черном» рынках эмиграционных услуг.

Пожалуй, самым распространённым недопониманием является непонимание того, как соотносятся между собой Шенгенское соглашение и Европейский Союз, а точнее эмиграционные статусы стран Шенгенского соглашения и гражданства стран Европейского Союза. В этой статье мы постараемся внести ясность в этот вопрос.

Итак, Шенгенское соглашение – соглашение об упрощении паспортно-визового контроля на границах было подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией), вступило в силу 26 марта 1995 года и формально прекратило существование 1 мая 1999 года, поскольку было замещено Шенгенским законодательством Европейского союза, однако это законодательство также распространяется лишь на страны «Шенгенской зоны», то есть те же страны Шенгенского соглашения, которых на настоящий момент 26: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, которые входят также и в состав ЕС, плюс Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария.

Европейский союз, в свою очередь — тесное экономическое и политическое объединение европейских государств, обладающих единым наднациональным гражданством (гражданство ЕС), союз был юридически закреплён Маастрихтским договором, вступившим в силу 1 ноября 1993 года. В Европейский Союз в настоящий момент входит 28 стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Франция, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, являющиеся также членами Шенгенской зоны, а также Болгария, Великобритания, Ирландия, Кипр, Румыния, Хорватия.

Как видно, значительная часть стран в обоих списках совпадает, они являются как членами Шенгенского соглашения, так и Европейского Союза. Наглядно это можно посмотреть на иллюстрации:

Вид на жительство (ВНЖ) и Постоянное место жительство (ПМЖ) страны – члена Шенгенского соглашения

Упомянутые выше эмиграционные статусы дают право их обладателям свободно перемещаться в пределах общей условной границы стран Шенгенского соглашения.

Только перемещаться с туристическими или иными не иммиграционными целями. Как ВНЖ, так и национальный ПМЖ шенгенской страны дают право проживать постоянно и работать в неё и только в ней, в других странах Шенгенского соглашения их обладатель может находиться на тех же условиях, что и обладатель обычной многоразовой шенгенской визы, то есть 90 дней из каждых 180-ти.

Работать и жить постоянно в другой стране Шенгенского соглашения на основании наличия ВНЖ или ПМЖ другой страны — нельзя!

«Консультанты», предлагающие Вам например, «приобрести» у них ВНЖ Польши, для проживания в Германии — мошенники!

Хотя действительно, в условиях отсутствия пограничного контроля время от времени правило «90 из 180» нарушать возможно, но следует четко понимать, что это незаконно, а в случае с ВНЖ отсутствие в стране его выдавшей более 183 дней в течение года может привести к лишению статуса.

В то же время, гражданство любой из стран Европейского Союза даёт его обладателю право постоянно проживать и работать в любой из стран Европейского Союза. И кроме того, ведет к ускоренной (в зависимости от национального законодательства, но обычно за 5 лет) натурализации, то есть приобретению гражданства страны фактического проживания. То есть гражданство страны ЕС предоставляет значительно больший объем прав и возможностей, сравнительно с шенгенским ВНЖ или ПМЖ.

Конечно, в целом ситуация значительно сложнее, чем изложено выше, существует также так называемый «ПМЖ ЕС», который получается за пять лет постоянного проживания в стране ЕС и дает права, сравнимые с гражданскими. Но такой ПМЖ нельзя «купить», то есть получить по какой-либо упрощенной программе, за инвестицию или ещё как-то, в упрощенном порядке выдаются лишь «национальные ПМЖ», права обладателя которых в отношении других стран Шенгенского соглашения (не ЕС!) не отличаются в сущности от прав обладателя многоразовой туристической шенгенской визы.

Также и не все ВНЖ дают право работать даже и в стране его предоставившей, есть большой сегмент так называемых «ВНЖ для состоятельных» или «ВНЖ без права на работу». С другой стороны, бывает и такое, что для продления ВНЖ не требуется выполнить условия по проживанию более полугода на территории страны, таковы например программы, созданные для поддержки рынка недвижимости, такие как «Золотая виза» Испании и Португалии, а также аналогичная программа ВНЖ Греции.

Словом, иммиграционное законодательство стран Европы не отличается простотой и, в силу исторических обстоятельств формирования, довольно запутанно, так что самостоятельно разобраться во всех его хитросплетениях довольно сложно.

Впрочем, Вы всегда можете обратиться к специалистам нашего Бюро, и мы сделаем всё возможное, чтобы найти оптимальное решение стоящей перед Вами задачи.